Справочно-информационный
портал по нумизматике


**

Рубли Анны Иоановны

В начале правления Анны, Монетная комиссия рассмотрела сложную финансовую ситуацию, которая сложилась в России, и дала свои рекомендации. Они преимущественно касались медных монет, находящихся в обращении. В сфере выпуска монет начали проводиться радикальные реформы. Что касается выпуска серебряных монет, некоторые члены комиссии выступили за то, чтобы пробу серебряного рубля привести в соответствие с пробой европейской кроны и талера. Однако, финансовые возможности России в то время не позволяли это сделать. Решили только повысить пробу серебряных монет с 70/96 до 77/96. Новый, слегка более компактный рубль был введен в 1731 году. Побочным результатом этого изменения стало то, что сплав, содержащий меньше меди, стал пригоднее для чеканки.

Рубль с портретом императрицы использовавшимся для монетной чеканки в 1730 - 1733 гг.

Серебряных монет чеканили много - 17 с лишним миллионов на ветхом Кадашевском монетном дворе в Москве и больше двух миллионов на Санкт-Петербургском, снова открытом в 1738 году. Около 80% всего выпуска составляли рублевые монеты. Серебро по-прежнему поступало из-за границы в виде талеров. Ранние петровские монеты переплавлялись и шли на чеканку новых с содержанием серебра 77/96, давая дополнительный доход казне.

Как видим, в рублях Анны, если брать их в целом, нет ничего необычного. Но для специалиста, вооруженного лупой с десятикратным увеличением, материала предостаточно. Еще больший интерес вызывает техника их изготовления. Обходились без маточников. Все основные элементы изображения лицевой и оборотной стороны были вручную выгравированы на штемпелях. На протяжении почти всех десяти лет правления Анны, в основном, там работали весьма посредственные граверы. Например, Антон Шульц стал получать большое жалованье, запил и отлынивал от работы. Его лучший ученик Лукьян Дмитриев превзошел его. Генрих Фукс заменил Шульца в середине 30-х годов, но не оправдал надежд и продержался только два года. Осип Калашников, который в 1718 - 1724 годах хорошо гравировал штемпели, попал в тяжелое положение: в 1727 году он украл на монетном дворе штемпель и едва избежал смертной казни. Но на монетном дворе так не хватало рабочих рук, что осужденного бедолагу вскоре стали водить под стражей на монетный двор, чтоб он там делал свое граверное дело. Но в большинстве своем граверы были на уровне подмастерьев.

Портреты Императрицы в богато украшенном наряде на лицевой стороне и орловая сторона изображались свободно и со многими вариантами. Е. Полуйко разработал целую систему, посредством которой он определил 850 разновидностей. Есть такие термины для определения портретов: "лирический", "царственный", "идеализированный", но основных вариантов насчитывается около двенадцати.

На рублях, датированных с 1730 по 1732 - 1733 года, привлекательные ранние изображения Императрицы постепенно сменяются портретами со скучным выражением лица и острым носом. Уздеников считает, что прототип для этой группы рублей сделал Антон Шульц. Этот портрет имеет много общего с портретом Петра II на последних рублях 1729 года, который, наверное, создан Шульцем.

Т.н. "идеализированный" портрет  1734 г.

В 1734 - 1737 годах наиболее распространен рубль, на котором помещался анатомически гротескный портрет с низким срезанным лбом. Разновидности рублей, датированных преимущественно 1734 годом, отличаются необычными, в основном чувствительными и красиво выполненными портретами. Один, не самый лучший из них - с выражением, можно сказать, недовольства. Другое изображение Уздеников называет бескомпромиссно "реалистичным" портретом. Есть еще "царственный" бюст, "лирический" и несколько видов "идеализированного" портрета. Большинство этих рублей редкие или очень редкие. Имена граверов установить не удалось. Лучшие из штемпелей можно предположительно приписать Лукьяну Дмитриеву. Через два года он продемонстрировал свое виртуозное владение резцом, воссоздав знаменитый портрет работы Гедлингера, исходя из которого, создал свою версию 1738 года. Этот штемпель использовался для чеканки на Санкт-Петербургском монетном дворе и вполне достоин оригинала.

Так называемый "лирический" портрет.

"Царственный" портрет.

Гротескный портрет со скошенным лбом 1734 - 1737 гг.


.

Качественные изменения в медальерном искусстве монетного двора произошли в 1736 году, когда Иоганн Карл Гедлингер создал большинство штемпелей, предназначенных для Большой Императорской Государственной Печати и для многих медалей и монет.

Иоганн Карл Гедлингер родился в небольшом швейцарском городке Швиц в 1691 году и умер там, через 80 лет. Он был медальер высокого таланта, им все восхищались, его чествовали и засыпали заказами. В 1717 году, когда Петр I встречался с ним и был сильно впечатлен его работами. В 1723 году Петр пытался уговорить его приехать в Санкт-Петербург. Анна Иоановна предлагала ему 1000 червонцев жалованья, но он отказался, и только в 1735 году ей удалось заманить его в Россию на два года.

Рубль 1737 года с портретом разработанным Гедлингером. (копия Дмитриева)

Самой известной работой Гедлингера из тех, которые он выполнил в России, был рубль 1736 года. Сильной стороной его творческой натуры было то, что он был свободен от низкопоклонства. "Не скрывает и не льстит". Он не пытался показать эту женщину с заурядной внешностью красивой. Но его чуткое моделирование создает впечатление спокойного величия, которое Анна, без сомнения, производила в ее лучшие минуты. Элегантность работы Гедлингера продолжала жить, став руководящим принципом в портрете на российских медалях, и дальше на протяжении царствования Екатерины II. Анна Иоановна была в восторге от этого портрета.

Портрет работы Дмитриева, рубль "московского" типа. 1737 - 1740 гг.

Аверс рубля 1738 - 1740 гг. Петербургского типа.

Дмитриев приготовил не меньше восьми наборов штемпелей для чеканки рублей. На них была надпись - Б.М. АННА IМПЕРАТРИЦА I САМОДЕРЖ. ВСЕРОСС, которая употреблялась несколько лет. Но потом монетное ведомство приказало писать титул императрицы полностью. Рубли с сокращенной надписью Дмитриева очень редки. В то же время на оборотной стороне появился новый орел больше похожий на изображение, употреблявшееся до Гедлингера.


**