
Характеристика : палладий 999 пробы, диаметр монеты 37 мм., вес 31,3 г., содержание чистого металла 31,1 г. Тираж: 2500 штук.
Описание реверса: в центре - изображение шлюпа "Нева"", справа от него - часть суши с постройками, выше - портрет Ю.Ф. Лисянского. По окружности надписи: вверху - "ПЕРВОЕ РУССКОЕ КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ 1803 · 1806", внизу -"ШЛЮП "НЕВА" Ю.Ф.ЛИСЯНСКИЙ".
Цена: В районе 40.000 рублей.
Потребность в быстроходном и выносливом шлюпе возникла в связи с подготовкой первого русского кругосветного путешествия. Поскольку построить корабль для трансатлантического путешествия в России на тот момент было невозможно, глава Департамента водяных коммуникаций Российской империи Н. П. Румянцев распорядился закупить корабль в Англии. Непосредственно выбор судна и все переговоры с продавцом были возложены на И. Ф. Крузенштерна. В 1803 г. сделка состоялась – корабль не был специально построен по заказу Крузенштерна, но был абсолютно новым и отвечал всем требованиям капитана, на должность которого был назначен Ю. Ф. Лисянский.
26 июля 1803 года шлюп «Нева» вместе со шлюпом «Надежда» вышел из кронштадтского порта и начал свой путь через Атлантический океан. 20 февраля 1804 г. судно достигло оконечности Южной Америки – мыса Горн. Возле Гавайских островов пути кораблей экспедиции разошлись – шлюп «Нева» взял курс на западное побережье Америки, где экипаж успешно обменял имеющиеся на борту промышленные товары на ценную пушнину, после чего судно отправилось в Китай. По пути в Китай экипаж корабля открыл новый остров, который впоследствии был назван в честь капитана – остров Лисянского. В Китае шлюп «Нева» вновь воссоединился с «Надеждой» и они вместе вернулись в Кронштадт 5 августа 1806 года.
После завершения кругосветного путешествия корабль ещё около 20 лет эксплуатировался как исследовательское и военное судно. В июне 1807 г. шлюп «Нева», первым из русских кораблей посетил Австралию.