Справочно-информационный
портал по нумизматике

**

1 рубль 2011 года История русской авиации, биплан "У-2"

1 рубль 2011 года История русской авиации, биплан "У-2" аверс
1 рубль 2011 года История русской авиации, биплан "У-2"

 Характеристика : серебро 925 пробы, диаметр монеты 25 мм., вес 8,53 г., содержание чистого металла 7,78 г. Тираж: 5000 штук.

 Описание реверса: в центре диска - изображение биплана с двумя пятиконечными звездами, на фюзеляже и на хвостовом киле, за ним на голубом фоне - пять закругленных белых полос, три слева и две справа; слева вверху, над крылом самолета - горизонтальная надпись: "У-2", слева внизу вдоль канта - надпись полукругом: "ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ".

 Цена: 2000 рублей.

 Примечания:

У-2 – лёгкий многоцелевой одноместный самолёт советского производства. Разработка У-2 (Учебный-2) началась в 1927 г., когда авиаконструктору Н. Н. Поликарпову было предписано создать новый самолёт для обучения военных и гражданских лётчиков, поскольку использовавшийся для этих целей У-1 морально устарел. Задача была в том, чтобы самолёт был лёгок в управлении, дёшев в производстве и обслуживании. Поликарпов спроектировал корпус преимущественно из дерева и ткани, снабдил самолёт прямыми крыльями с закруглёнными краями и сравнительно маломощным (100 л.с.), но недорогим и надёжным мотором М11.

В самолёте было предусмотрено два места (первый пилот и ученик), расположение которых определяло центр тяжести машины. Первый испытательный полёт опытного экземпляра состоялся 28 января 1928 года. Машину пилотировал известный лётчик-испытатель М. М. Громов. Результаты испытания привели его в восторг – самолёт идеально слушался пилота, прощал лётчику даже грубые ошибки, а если принудительно ввести машину в штопор – самолёт самостоятельно из него выходил при установке ручки управления в нейтральное положение. По решению Наркомата обороны было налажено серийное производство У-2. После начала Великой Отечественной войны учебные самолёты У-2 были массово переоборудованы для военного использования.

Машина могла нести до 800 кг полезной нагрузки, что позволяло использовать У-2 как лёгкий бомбардировщик. Но дневные вылеты были неэффективны и неоправданно опасны – из-за низкой скорости и низкого потолка (максимальной высоты) полёта У-2 был лёгкой мишенью не только для зенитной артиллерии, но и для обычного стрелкового оружия. Зато как ночной бомбардировщик У-2 был на удивление эффективен – возможность лететь на низких высотах и малом газе делала У-2 малозаметным и малошумным, а минимум металлических деталей затруднял обнаружение самолёта радиолокационными станциями. Низкая скорость позволяла сбрасывать бомбы очень точно, компенсируя меткостью небольшую бомбовую нагрузку и примитивные средства наведения. После окончания войны производство У-2 продолжалось ещё девять лет, а использование в качестве сельскохозяйственного, почтового и лёгкого транспортного самолёта – вплоть до начала 1980-х.