Справочно-информационный
портал по нумизматике

**

1 рубль 2010 года, самолет, Русский Витязь

1 рубль 2010 года, самолет, Русский Витязь аверс
1 рубль 2010 года, самолет, Русский Витязь

 Характеристика : серебро 925 пробы, диаметр монеты 25 мм., вес 8,53 г., содержание чистого металла 7,78 г. Тираж: 5000 штук.

 Описание реверса: на цветном поле диска - биплан, под ним - надпись в две строки: "РУССКИЙ ВИТЯЗЬ", вверху по окружности - надпись: "ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ".

 Цена: 2 500 рублей.

 Примечания:

"Русский Витязь" - четырёхмоторный русский самолёт, выпущенный в единственном экземпляре в 1913 г. Самолёт был задуман лётчиком и авиаконструктором И. И. Сикорским как машина, имеющая уникальную грузоподъёмность и способная комфортно перевезти трёх-четырёх пассажиров, в то время как все ранее выпущенные самолёты могли поднять в воздух только одного-двух лётчиков. Причём среди авиационных специалистов было распространено мнение, что летательный аппарат тяжелее воздуха в принципе больше 500 кг поднять в воздух никогда не сможет.

В качестве площадки для постройки самолёта-гиганта Сикорский выбрал Руссо-Балтийский вагонный завод. Самолёт первоначально назывался "Grand", представлял собой биплан (т.е. имел две пары крыльев расположенных друг над другом) и имел четыре двигателя - два тянущих и два толкающих. Однако в дальнейшем Сикорский изменил схему - он сделал все четыре двигателя тянущими и укрепил их на нихней паре крыльев, размах которых довёл до рекордных 27 м. В высоту построенный самолёт достиг 4 м, а его общий вес составил 4000 кг. Закрытая кабина машины внешне весьма сильно была похожа на вагон, в ней располагалось три лётчика и четыре пассажира. Дальнейшие испытания показали, что пассажиры могут во время полёта перемещаться внутри кабины не нарушая устойчивости самолёта.

Первый полёт гиганта состоялся 10 мая 1913 г. Регулярных авиапассажирских перевозок тогда просто не существовало и основными потенциальными заказчиками были военные - они сразу оценили возможности самолёта, способного брать на борт более тонны полезного груза - из такой машины можно было сделать мощный бомбардировщик. Но в серию "Русский Витязь" так и не пошёл и вообще прожил всего чуть больше четырёх месяцев. 11 сентября 1913 г. во время показательных выступлений военных лётчиков, когда самолёт, отлетав свою программу стоял на земле, на него с неба упал отвалившийся от фанерно-полотняного самолёта "Меллер-II" тяжёлый двигатель. Удар пришёлся на левую пару крыльев, которые буквально были разнесены в щепки. Оценив ущерб, Сикорский решил не восстанавливать самолёт.

Так, едва начавшись, закончилась история самолёта-гиганта, но он стал важной вехой в развитии российской авиации, на основании идей, воплощённых в "Русском Витязе" Сикорский позднее спроектировал и построил свой следующий тяжёлый самолёт - "Илья Муромец".



**