Справочно-информационный
портал по нумизматике

5 рублей 1996 года 300-летие Российского флота

5 рублей 1996 года 300-летие Российского флота аверс
5 рублей 1996 года 300-летие Российского флота

 Характеристика : латунь, диаметр монеты 21,9 мм. Тираж: штук.

 Описание реверса: изображение парусного судна "Товарищ", по окружности - надписи: вверху на ленте - "300-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА", внизу - "ПАРУСНОЕ СУДНО "ТОВАРИЩ", слева - товарный знак монетного двора, справа - "1996".

 Примечания:

«Товарищ» – в довоенный период – самое крупное советское учебное судно. Корабль был спущен на воду 17 октября 1892 г. в Белфасте (Северная Ирландия) под именем «Lauriston». На протяжении 1892-1914 годов «Lauriston» использовался в качестве грузового судна различными торговыми компаниями. Осенью 1914 г. корабль куплен правительством Российской империи для перевозки грузов из Англии в Архангельск. В 1914-1917 г. «Lauriston» использовался, преимущественно, для доставки английских рельсов на строительство Мурманской железной дороги.

После революции 1917 г. судно «Lauriston» было объявлено собственностью Советского правительства, однако уже в 1918 г. английские интервенты захватили корабль под предлогом того что законный владелец – правительство Российской империи перестало существовать. Англичане были уверены, что правительство большевиков продержится недолго, однако когда стало понятно, что советская власть закрепилась в России – с новым руководством пришлось налаживать отношения. В качестве жеста доброй воли английское правительство в 1921 г. вернуло корабль «Lauriston» советской России.

В 1922-1923 годах судно «Lauriston» было переоборудовано в учебный корабль и переименовано в «Товарищ». В 1923 г. корабль приписан к Ленинградскому морскому техникуму и стал самым крупным советским учебным кораблём.

После начала Великой Отечественной войны «Товарищ», находившийся на тот момент в Мариуполе, был захвачен немецкими войсками. Военное использование морально устаревшего парусного судна было нецелесообразным и «Товарищ» превратился в плавучую казарму Хорватского морского корпуса. В 1943 г. во время налёта советской авиации судно было серьёзно повреждёно и затонуло.



**